Зигзаг, октябрь 2010г.

Ульянa Kузичкина

"- А давайте на эти деньги купим автобус!
Будем ездить на природу,
ловить рыбу, пить вино!
- Опять вы, Петя, со своим вином!"
(Из к/ф «Зигзаг удачи») (c)

На этот раз без косяков!

Когда набираешь в поисковике слово «Зигзаг», то находится много всего интересного – к/ф «Зигзаг удачи», швейная машинка Зигзаг, по психогеометрическому тесту люди-Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и готовы мотивировать всех вокруг себя. Я перед поездкой в пещеру купила зубную щетку, надо ли говорить, что называлась она «Зигзаг»)
Но сейчас не об этом. В нашем случае, Зигзаг – это главное приключение с 21 по 24 октября 2010. Это пещера, общая длина ходов которой - 2500 метров, глубина - 120 метров. Но нас интересует глубина и перспектива подземной реки, и желание и возможность Каменева ее пронырнуть!
Выезд, запланированный на 16-00 в четверг, переносится на 18-00, в силу несобранности главного действующего лица. В 18-00 экипаж УАЗика забивается в транспортное средство и мчится в Башкирию, выгрузив на базе у дяди Валеры Арчика.
По дороге нам еще надо заехать на мою историческую родину – в Кумертау – и забрать гидру у славного представителя башкирской спелеологии Васи Савинова. Успешно проделываем эту операцию. Уже отъезжая, слышу, что Вася говорит мне что-то типа – не забудь про манжеты на гидре. В ответ киваю и улыбаюсь.

Из правил поведения в национальном парке:
"Территория НП «Башкирия» является природоохранной зоной,
поэтому вход для всех посетителей платный.
В зависимости от типа территории действуют правила поведения:
- заповедник - для посещения этой части
требуется письменное разрешение администрации,
в некоторых случаях достаточно сопровождение сотрудников парка..."

Около 22-00 мы в Нугуше, вызваниваем Аню, которая имеет отношение к пропускам в Национальный парк. Эта барышня ведет себя в лучших традициях блондинок - опаздывает и приходит не одна, побоялась ехать с нами одна, взяла с собой еще более хрупкую барышню. Впихиваемся в УАЗик и едем за пропусками. По дороге Аня рассказывает нам, что в Сумган на этих выходных поехали люди из Уфы и из Екатеринбурга. Хм….. кто из уфимцев может там быть – думаю я. Кто же там из Еката – думает Тетерин. Но мнение относительно девочки у всего экипажа УАЗа складывается вполне однозначное. Выкупаем пропуска, грузимся в УАЗ, доставляем барышень до дома, едем в магазин, докупать недостающую еду. Едем дальше, набираем воды на ручье, после немного блукаем, выехав в верном направлении, обнаруживаем второй экипаж – Патруль нас догнал и перегнал. Вся команда в сборе! Встаем на ночевку на въезде в Национальный парк. Ведем себя согласно правилам поведения в подобных местах!) Разбиваем лагерь. Накрапывает дождь. Вешаем тент. Готовим ужин – щи. Вечерний тупняк – хохочем с Арчи, никто нас не понимает!) Едим и укладываемся кто куда.

Нет дороге окончанья есть зато ее итог
Дороги трудны но хуже без дорог
(Ю. Визбор)

Вася завещал нам проснуться как можно раньше 22 октября и, нежрамши, рвануть чуть свет к Зигзагу, иначе дорогу расквасит, и мы встрянем по самую крышу Патруля. Но, не прижились заветы Борисыча, ибо проснулись мы часов в девять, основная часть лагеря проснулась от звуков бензопилы и ударов топора в 9-30 – Тетерин и Никоноров таким неординарным способом пожелали всем доброго утра) Готовим завтрак, почему-то на 9 человек, как-то отложилось это число в моей памяти. В 11 выдвигаемся. За 3 часа достигаем Зигзага. Тетерин всю дорогу жалуется на скуку смертную – никто никуда не встревает, даже лебёдку разматывать не приходится – по результатам заброски – 0 лебёдок!

Война войной, а обед по расписанию!

Разбиваем лагерь, готовим обед – пересчитываю всех – нас 8 человек, забрасываем 8 пакетиков гречки) После обеда одеваемся в пещерное. План прост – заносим часть баллонов, Серега с д. Валерой проводят разведку боем – идут к реке, смотрят на месте ли ходовик и не мутная ли вода. Остальные в это время гуляют по пещере и выходят на поверхность.

Говорят, пещерные мы люди -
Вовсе не похожи на людей.
В пещеру спуск - нелегкая работа
Рассчитана она на лошадей.

Заземляемся часа в три. Надо отметить, что Зигзаг полностью оправдывает свое название - в чем убеждаешься на первых же метрах наклонной галереи. Проявляя чудеса гибкости, движемся по меандрам, но стараемся делать это как можно медленнее, потому что от скорости и интенсивности движения становится жарко и мокро, а это неприятно. Доносим трансы до реки. Оставляем их, Серегу, Каменева и Ткачева в условном месте, сами идем осматривать пещеру. А потом наверх – за двумя транспортниками с тяжелыми баллонами. Олег приводит нас по одному из ходов к озеру. Какое-то время сидим и смотрим на воду) Потом возвращаемся в лагерь. Все время пока мы гуляем по Зигзагу, меня не покидает мысль о том, что я была здесь, но только непонятно до какого места нас пускали в 8 классе) Так и не вспомнила. Именно за этими мыслями и обнаружила себя в тупиковом ходе уже на выходе, выругалась, сползла обратно и вышла на поверхность.
Делаем вторую ходку. Арчи и Олег несут один баллон, мы с Саньком Никоноровым – второй. Надо отметить, что нести транс в связке с Саньком – одно удовольствие. Но, блин, я с ним борюсь за этот транс, в силу ответственности и странного желания поносить груз. В этой неравной схватке нас добил Тетерин, попавшийся навстречу, пристегнул к нам Ткачева, чтобы тоже нес….. еле поспевая за Саньком, пытаюсь откреститься от Ткачева, но Тетерин непреклонен…. Соглашаемся, с руководителем не поспоришь, особенно, когда он теряет терпение и начинает жестко аргументировать и мАтивировать.
Доходим с трансом и с Саньками до начала реки. Вешаем транс на Ткачева, он доставляет его к месту назначения, а мы с Никоноровым и с Арчи идем наверх. Арчи поет древне-русский аналог восточной песни «Черные глаза» - «Очи черные», но почему-то вызывает во мне туже реакцию биологического отвращения. Уже на выходе думаю о том, как бы не проскочить нужное место и не уйти не в ту сторону. Надо ли говорить, что опять уползаю в тупиковый ход на выходе…… чертыхаюсь, возвращаюсь обратно и выхожу на поверхность.

Чистота – залог здоровья???

Возвращаемся в лагерь и просим Тетерина свозить нас на ручей – грязные и мокрые – нам это необходимо. На ручье Санек моет голову и гуляет босыми ногами по льду – очень эффектно. Мы с Настей ограничиваемся челками, руками и лицами, все остальное оставляем на откуп влажным салфетки. В лагере никто без нас с Настей не решился готовить ужин. Утепляемся и отправляемся на кухню. Готовим борщ. Борщ оказался очень похожим на щи вчерашние.

Делу время, потехе – час?

Тетерин решает проинвентаризировать имеющиеся гидры. Как показала разведка боем – завтра нырять возможность есть, ходовик на месте, вода прозрачная. Вот только обе гидры, в которых плавали разведчики – текут.
Итак, у нас получилось 2 предположительно хороших гидры, одна пропускающая в районе колена, одна с коротким рукавом, и одна пропускающая в ногах, и четверо неадекватов, жаждущих мокнуться! Олег – великий теоретик – предлагает идти кому то в двух дырявых гидрах. Ибо есть вероятность, что дырки не совпадут, и человек останется сухим, для пущей надежности, предлагает нацепить трансы на ноги и на руки и, на всякий случай, на голову. Потом выдвигает версию – к черту гидры, плыть надо в двух пуховиках, смазанных гусиным жиром! Постепенно коллективное бессознательное собравшихся выдает вариант с резиновыми уточками, которые надо взять с собой для каждого участника и отдельные уточки поменьше для каждого транса, а тех, кто особо боится, поступило предложение снабдить медицинскими уточками.
Даже не знаю, то ли так на нас действовала поджарка к супу зеленоватого цвета из-за избытка укропа и петрушки, то ли какая другая трава, то ли просто радость от осознания того, что все пока хорошо, но смеялись мы в тот вечер долго, все, кроме дяди Валеры. Он с ужасом смотрел на нас и недоумевал, как эти странные люди смогут завтра обеспечить сложный, опасный и серьезный процесс.

Ту- 104 – самый лучший самолет…

На утро дежурными назначили Арчи и Санька Ткачева, им предстояло приготовить невероятно сложное блюдо – макароны с сыром) Ночью небо было затянуто тучами, поэтому было тепло. Утро завхоза начинается с того, что я размышляю, как оказалось, вслух о том, смогут ли парни приготовить макароны с сыром правильно, не станут ли они варить макароны вместе с сыром. Тетерин решил лично проконтролировать процесс, доложил дежурным о моих опасениях, Арчик даже обиделся, прости меня, друг, ни капли в тебе не сомневалась, даже не знаю, откуда взялись эти сомнения. Завтрак получился отменным, но его было много, мы продолжали готовить на 9 человек) По этой простой причине мы вынуждены «хоронить» макароны в мусорной яме, напевая траурный марш, дядю Валеру потряхивает от нашего черного юмора.

Не нужен пляж и дача не нужна
Не надо моря и курорта
Зачем все это, если есть она
- Федерация Альтернативного спорта!
(«Я и мой транс»)

После завтрака делимся на 2 группы – д.Валера, Серега, Александр I, Арчи и я – идем в Зигзаг, Олег, Александр II и Настя – в поисковку. Договариваемся, что в 17-00 Олег и Санёк спускаются к нам, и мы все вместе несем трансы наверх. Из воспоминаний Олега о поисковке:
Олег Рыжков: я немного забыл где и что надо было копать... поэтому пошли до того места которое я помнил... пришли, а не вспоминается... потом озарило... дошли до места... у меня смутное сомнение, что там нужна снаряга... спустился... да нужна снаряга и метров 4-5 веревки... вышли, пошли домой... по дороге залезли в еще одну дырочку, кажется я в нее лазил в 96 году, я не пролез... запихнули Настю, но она дальше без поддержки не пожелала лезть... Вылезли пошил домой. Попили чаю и в Зиг-Заг за баллонами.

Говорила тебе мамочка умная:
"Не ходи в пещеру, дочь неразумная!"
А ты глупая пошла к спелеологам,
К этим грязным, неумытым пещерологам.

Итак, мы в сборе, последние приготовления. Собираем транс с гидрами, едой и палаткой. Получилось много, Серега перетряс все – получилось нормально) Серега с Саньком несут транс, я, Арчи и д.Валера идем за ними. Доходим до места, гидруемся – Санек, я и Арчи весело щебечем на полке, одеваясь, д. Валера, кажется, по-прежнему сомневается в правильности выбранной команды, но выбора уже нет, есть только мы, рвущиеся в бой.

А по реке все плывут баржи,
Они на много меня старше,
Но все равно приплывет
каждый…куда-нибудь…
(Земфира)

Загидровались, выслушали инструктаж от Тетерина по плаванью в гидрах и пользованию фонарями. В строго установленном порядке движемся к воде. Блин, я ее страшно боюсь, как-то решимость по борьбе с собственными страхами, путем их преодоления, куда-то исчезает, но назад пути нет, есть ответственность и дело, которое надо закончить. Иду за Арчи, вода мутная, кругом темно, погружаемся в воду, чувствую холод и сырость в рукавах и тут вспоминаю, что Вася что-то говорил мне про манжеты на гидре, знать бы только, что именно, но, судя по всему, я что- то упустила. У Санька протекает колено, у Арчи в гидре Радика все просто прекрасно, и, как ни странно, все прекрасно и у Тетерина в двух гидрах – дырочки, все- таки не совпали)
Переплываем и тащим трансы к месту погружения. Каждый начинает заниматься своим делом: Серега и дядя Валера проверяют оборудование, Санек распаковывает баллоны, мы с Арчи ставим палатку и кипятим чай. Снимаем гидры, я выжимаю рукава, Санек почему то тоже, Арчи и Серега – сухие)))))
Примерно час проходят сборы дяди Валеры. Потом, всё проверив, он сидя на бережку, курит, пьет чай с конфеткой, как-то растеряно улыбается. Санек и Арчи что-то обсуждают в палатке, подсыхая возле горелки и распивая чай. И вот, процесс пошел, дядя Валера с двумя тяжелыми баллонами, чертовски сильный мужик!!!!, идет к месту погружения, остальные два баллона они с Тетериным цепляют уже в воде, ласты, маска, перчатки, баллоны – все на месте, фонарь работает, последние приготовления. Дяде Валере надо обогнать муть и погрузиться насколько это возможно ниже. Сидим с Серегой на берегу, парни наблюдают из палатки, Каменев погружается – надо сказать, что лично мне было очень страшно на это смотреть – до боли скрещиваю пальцы на руках, краем глаза вижу, что Серега делает тоже самое) НО дядя Валера возвращается!!!!!!! Как так???? Дело в чем?????? Всё внутри на секундочку обрывается………. Оказывается, Серега забыл прикрутить шланг от поддува к гидре – Тетерин исправляет свой косяк, и дядя Валера уходит снова. Контрольное время – три часа. Опять скрещиваем пальцы, напряженно вглядываемся в удаляющийся под водой свет, из палатки раздается требовательный, но тихий голос Арчи – Серега, подвинься немного, нам тут ниче не видно)))
Далее часы ожидания – едим, трындим, пьем чай, я даже поспать умудряюсь, к исходу второго часа ожидание становится невыносимым, мы по-прежнему разговариваем, но уже как-то напряженно. Вдруг слышим всплески воды, и все вываливаемся из палатки, которая к этому времени уже сползла к самой воде) Дядя Валера вернулся из бездны! Прошел 44 метра вниз, улучшив предыдущий результат в этой пещере! Воздух и смеси закончились, он вернулся с пустыми баллонами, дальнейшее исследование данной пещеры возможно лишь при использовании ребризера или нужно каким -то чудесным образом доставить баллоны с воздухом и смесями вниз, под воду.
Дядя Валера отходит от погружения – он это сделал, он сделал это в одиночку, мы, с облегчением выдохнув, начинаем одеваться и собираться на выход, за сифоном нас ждет Олег. Плывем обратно. Тетерин промок – плохо загидровали, дядя Валера забыл застегнуть молнию на костюме, соответственно, тоже промок, мне замотали манжеты скотчем – я не протекла нигде ни граммулички)

Ползешь наверх - в коленях дрожь,
Когда же кончится подъем?
Но ныть нельзя, хоть труден путь и долог,
Бодрей, старик, вперед смотри,
Усталость на лице сотри,
Ведь ты не просто человек - ты спелеолог.
(Гимн спелеологов)

Олег и Санек встречают нас. Переодеваемся, снимаем гидры, мы с Арчи облачаемся в сухие комбезы, Санек в мокрый. Начинаем вытаскивать все наверх. Мы с Арчи тащим трансы со шмотками, мокрые гидры, комбезы, палатка….. трансы получились габаритные и тяжеловатые. То ли от отчаянья, то ли от счастья начинаем петь песни, но, почему-то, не радостные – про извлечение из-под обломков неких танкистов)))))) Потом Арчи стал отставать, я со своим трансом задалбывалась одна, он со своим – один. Сначала я просто материлась, потом материлась громко, потом стала разговаривать с ним ласково, на последнем уступчике перед выходом я почти заплакала, но вытащила его, на сей раз не полезла в тупиковый ход – выбрала сразу верный путь, пришла в лагерь и нашла в себе силы его разобрать. Потом пришел Арчи – он был зол, что я его бросила, ему пришлось ждать Серегу с Саньком, чтоб те ему помогли.

На ночь надо всем плотно поесть,
потому что ночь будет холодной!
(ВБ)

В лагере всех встречала Настёна с кофе и шоколадом)))))) умничка наша)))) Все так этому радовались)))) Парни пошли за оставшимися трансами, мы с Настей готовили ужин. Сегодня у нас солянка, она тоже получилась очень похожей и на щи, и на борщ, но, если верить парням, она тоже была вкусной))))) Счастливые, довольные, гордые за дядю Валеру и за то, что мы приложились к новому рекорду, допиваем «общественную» водку Сереги. Получаем разрешение от руководителя спать до упора, точнее, до начала работы радио «Ульяна -FM», готовим завтрак и едем домой)
Радиостанция имени меня начала вещать в 10-35) Правда, в это время уже в канне варилась ячка, опять-таки 9 пакетиков. Как выяснилось, должен был поехать Санек Санин, именно на него мы рассчитывали, составляя раскладку, именно для него готовили, а он не поехал) Поев, начинаем сборы, грустно и ленно все это делать. Настя отмывает канны и обнаруживает, что все супы были похожи на вкус в силу того, что канны до конца не отмывались))))) Гидры и комбезы ночью подмерзли, было -2. Гидра Васи не высохла, а мне ее надо вернуть, мешочек от гидры настолько непригляден, что я просто в панике…… После того, как Серега сказал, что он бы у меня в таком состоянии не взял мешочек, я решаюсь его постирать. Кипячу кан с водой, у дяди Валеры находится жидкость для стирки, стираю мешочек – он, оказывается, приятного голубенького цвета, видимо, вася его ни разу не стирал. Гидру сушу по пути домой на руках.

Всё, брат, прорвались, прямая дорога!
Ровное место, да в небе луна!
(«Неприкасаемые»)

Примерно в час выехали, в три часа дядя Валера встрял, дорогу подквасило дождем, она стала не так легко проходима – на радость Сереге) В том злополучном месте, где застрял Каменев, мы оставили парней, а сами поехали за блоком, который благополучно «забыли» в лагере при погрузке. Когда мы вернулись, то Патруль уже твердо стоял в нужном направлении на нетвердой почве. То, как парни ручками черпали воду из лужи, копали грязь, подкладывали доски, пользовались хай джеком, на руках выносили Патруль из грязи мы, к сожалению, пропустили. Зато успели на погрузку вещей. Приятно отметить, что самое страшное место – подъем от ручья, дядя Валера на своем стальном коне прошел достойно! МЫ аплодировали! Все, прорвались, прямая дорога! Результат сброски – 0 лебёдок! Отмылись на ручье и поехали в сторону дома. Заехали в Кумертау, отдали Васе гидру, выяснилось, что манжеты он гидровал отдельно, красавец))))
В 22-00 все уже были дома. Поездка выдалась как никогда насыщенной, удачной, продуктивной. Решено брать штурмом Зигзаг зимой, добираться на снегоходах, стоять ПБЛом и нырять) Все было прекрасно, всего было в меру, команда подобралась отличная, план выполнили, обошлись без косяков и пострадавших, хотя пострадали водопроводные трубы дома от забившейся в них от комбезов и прочего грязи, но это мелочи))))))

Игра слов:
- Арчи, ты чет весь в сажке!
- Арчи весь в Сашке?!
На следующий день:
- Арчи, ты опять весь в Сашке?!
- Да нет, вы че, это зубная паста!

- Следующее погружение в планах на зиму?
- хм… я не знаю, а кто такой Назим!

Смешки:
- А мы с вами сначала будем воспитывать в себе силу воли – спать нам не хочется, но мы будем себя заставлять! (из обращения Олега к поисковому отряду перед поисковкой)
- А у Базеля, если он поедет с нами зимой, такой огромный, навороченный…
- Баллон?????
- Нет, Лэнд Ровер Дефендер!!!!!!!

Барахолка:
С утра за завтраком Олег задумчиво – Слушайте, а нет ли у кого-нибудь старой стационарной радиоточки?
Арчик воодушевленно – А, слушайте, а нет ли у кого проигрывателя для пластинок?
Тетерин – У меня на даче есть такой, на лампах, самовыносом забирай! А нет ли у кого торшерчика?)