Поход в п.Сумган, сентябрь 2010

Ульянa Kузичкина

Воспоминания

На очередной тренировке приняли решение сделать ПВД в Сумган, сначала нас набралось 10 человек, но в итоге в количестве семи человек в пятницу на двух машинах выдвинулись в дружественную Республику Башкортостан.
Дорога до Юмагузинского водохранилища заняла около 3-х часов. Дождавшись вторую часть команды, ныряльщика дядю Валеру и его свиту, ждем катер на берегу. После полутора часового ожидания, незапланированного перекуса и сна на рюкзаках, катер, все это время стоявший у берега, решился-таки забросить нас) Быстро грузимся, кутаемся в куртки и наслаждаемся пейзажем. Вокруг очень красиво – пестрые от разноцветной листвы горы, красивый закат. Тоскливо от воспоминаний о былой, доплотинной р. Белой. Примерно час двадцать минут добираемся до места. Катер высаживает нас возле "Сакаски". Места не узнаю, когда я была тут последний раз, то Голубое Озеро еще не было легендой. Алексей Михайлович страшно не хотел идти по темноте, но в силу непунктуальности катеровожатых, пришлось доставать фонарики и идти по ночному лесу. Примерно за полтора часа добегаем до понора – место стоянки спелеологов. Когда мы пришли, то там уже стояло две группы. Готовим еду, ставим лагерь и укладываемся в предвкушении завтрашнего дня.
Дежурные встали в 7-30, поминали меня плохими словами за столь ранний подъем, приготовили завтрак на костре, у всех была гречка с тушенкой, у Макса – с сахаром – уникальный человек уникален во всем) Соседний лагерь сворачивается, освобождая нам стол и костровое место. В задачу нашего руководителя входило занять место и повесить тент, в отличие от всех остальных, он со своей задаче прекрасно справился!)
Одеваемся в пещерное и движемся к Сумгану. В 11-00 Макс уже вяжет уши на первой перестежке. Остальные подгоняют снаряжку и ждут своего часа. Мысли в голове путаются – думаю о том, что наконец-то сделаю то, о чем мечтала с детства, с тех самых пор, когда впервые попала на сплав по р. Белой, году эдак в 1997, нас тогда привели к Сумгану, показали эту загадочную дыру, окруженную табличками. Тогда, в детстве, от страха становилось тяжело дышать, а сейчас – стою над этой пропастью, уважаю ее, но не боюсь)
Строго соблюдая порядок следования, установленный руководителем - Макс, Филипп, Никита, Настя, Лена, я – уходим на дно входного 75-метрового колодца. Михалыч, тоже строго соблюдая порядок следования, идет в лагерь, пожелав нам удачи и назначив контрольное время – 19:00. Находясь на последней перестежке слышу достаточно забавный диалог:
Настя: - Лена, пойдем скорее, мы тебе оленёнка покажем!!!!
Лена: - Живого?!
Все вместе идем покорять Сумган, насколько это возможно после затопления. Проходим в ход мимо «живого» оленёнка. Снимаем снаряжку. Складываем ее в гротик и идем исследовать одну из крупнейших известняковых пещер Урала. Сначала просто хаотично обходим первый зал и его многочисленные ходы, просто не знаем, что еще делать. Настя и Никита были в этой пещере, но очень давно. У Филиппа с собой карта – отдаем ее Максу и идем по карте. Доходим до зала с Идолом – чего вокруг него только нет) Мы к этой встрече были готовы – оставили и после себя след. Макс выкладывает батарейки и 2 рубля, я вешаю значок Дня Друга – с мыслями о тех друзьях, с кем бы хотела сюда попасть, НиКит тоже оставляет батарейки(их там уже немеренно...) Идем по Метрополитену, доходим до Актового зала и начинаем развлекаться, бросая камни в колодец "Туманный"!!!! Под ним вода примерно метров 10. Камни, обрушенные с высоты, при правильном направлении падают в эту водяную бездну, звук от падения такой, что хочется умереть от страха, но мы бросаем камни снова и снова. Периодически возникают мысли о дяде Валере, ну а вдруг он сейчас где-то внизу, ныряет)))) Наигравшись, идем дальше, впереди Эверест - широкий крутой подъем на глиняный аллохтонный холм. Поднимаемся как можем. Но лучше не останавливаться для разговоров с сзади ползущими, ибо оказываешься ниже того, с кем говоришь. С трудом все вползаем на Эверест. Отдыхаем, остываем и движемся дальше – вниз с Эвереста. Идем по Проспекту Геофака. Поражают объемы пещеры – никогда не была в таких! Она не большая, она – огромная! Останавливаю всех, чтобы сфоткать. Понимаю, что это бесполезно, что фотик не возьмет всего того, что вокруг, но все-таки). Доходим до хода Серафимова, что в конце Проспекта Геофака. Ползем с Максом по этому ходу, в какой- то момент я начинаю слышать эхо от собственного голоса и понимаю что там, впереди, куда мы ползем должен быть невероятно огромный зал!!!!!! Начинаю ползти быстрее, и, о, ужас!!!!!!, метров за пять до окончания хода, обнаруживаю воду, она залила ход…… Макс догоняет меня, обгоняет и тоже расстраивается…… Решили хотя бы пообщаться с эхом – кричим и считаем – 10 секунд оно нам отвечает! Невозможно даже с имеющимся у нас воображением представить размеры зала при таком эхе!!!!!
Выползаем обратно, идем в направлении кольцевого хода. В зале Лепки (Автографов) останавливаемся, Настя с Максом что-то лепят, и мы идем дальше, входим в кольцевой ход, проходим пару поворотов и почти плачем – опять вода, обидно… Заходим с Максом насколько позволяет высота сапог в воду, вопрошаем к Идолу Сумгана за что он так с нами… Но делать нечего, идем обратно, перед подъемом на Эверест устраиваем отдых – ложимся на пол, вырубаем фонари и разговариваем в полной темноте о несчастных случаях в этой пещере. Доводим себя рассказами до ужаса и решаем, что пора идти назад. Карабкаемся на Эверест, весело с него съезжаем. Решаем с Максом заснять на видео камнебросание в Туманный, это было что-то))))) Сажаем батарею на фотоаппарате, но заснимаем биг-бад-бум))))) Далее пытаемся шкеримся по шкурникам, пробуем пройти, как нам кажется, по кольцевому ходу с другой стороны, упираемся в 5-ти метровый колодец и в связи с отсутствием снаряжения и верья, не рискуем в него прыгать, возвращаемся обратно. Выходим к входному колодцу, в грот "Ожидания". Там нас ждет перекус. Греем чай на горелке, и составляем план действий: большинство решают идти на верх, но мы с Максом договорились пойти на нижний ярус, тем более, что веревка там уже лежит, ждет нас) Допиваем чай, делимся на две группы. Лена, Настя, Филипп, Никита жумарят к солнышку и Михалычу, который с трех часов спит на поверхности, мы с Максом делаем навеску и гуляем по нижнему ярусу. Макс навешивает, спускаемся, снимаем снаряжку. Я говорю Максу, что не понимаю почему здесь люди ПБЛом живут несколько дней) Надо отметить, что дно этого 36-ти метрового колодца сухое, течет небольшой ручеек и все. Еще надо отметить, что мы погорячились, сказав, что вернемся через 2 часа, еще больше мы погорячились, не посмотрев, во сколько мы ушли и с какого момента пошли те самые 120 минут…… Входим в основной ход нижнего яруса, направо и налево уходит великое множество ходов. Решаем обходить нижний ярус по принципу правой руки. Шкеримся во все ответвления, ходы хорошие, сухие, большие, быстро движемся дальше, в одном из ходов не нахожу в себе сил на восхождение, Макс говорит, что один он туда не пойдет, движемся дальше, через какое-то время впереди бегущий по очередному ходу Макс изрекает: «F@ck my мозг, мы вышли к тому месту, где ты не смогла наверх залезть!!!!» Чем дальше углубляемся, тем отчетливее понимаем, ПОЧЕМУ здесь люди живут по несколько дней, и еще понимаем, что не пройти нам всё…… а так хочется……. Идем дальше, ходы становятся уже, разветвленнее, появляются интересные шкурнички – всё как мы любим!!! Многие из ходов Макс обозвал комнатками для уединений. Все ходы абсолютно разные – некоторые сухие, с песочком, напоминающим морской, некоторые глиняные, некоторые обводненные, некоторые засасывающие, но все они интересные. Возле одного из ходов стоят лопата и кеды, чистые, кстати, кеды, один из ходов приводит нас в маленький зальчик, большую часть которого занимает кусок глины с автографами, читаю: Кумертау, Айнур, Кира 96 год, следующая надпись Леха, Петяй, Вася, тоже один из 90-х годов, ни сразу до меня доходит, что я знаю этих людей) Даю Максу кусок камня, он со всей душой и остатками сил жирно пишет ОГС 2010, обводит в рамочку, пока он выходит, позволяю себе тщеславную слабость – дописываю наши имена))))) Макс произносит фразу следующего содержания: «наверное, простой обыватель с трудом бы тут ориентировался», смеюсь почти в голос, ведь с моим топографическим кретинизмом я могу сейчас только на Макса рассчитывать). Отдыхая после очередной пробежки по разветвленному ходу, рискую спросить у Макса который час – 18-55… Наверное, надо возвращаться – сказал разумное начало; блин мы еще столько всего не прошли и непонятно когда еще такой случай выпадет – сказало любопытство и стремление к познанию; я больше не могу передвигаться с должной скоростью – сказало тело… Решаем идти на выход. Идем обратно, игнорируем ходы справа, но в один заходим, он возле навески, практически, он упирается в воду, в принципе, скорее всего, все ходы с этой стороны основного хода упираются в воду, но значительно раньше реки Сумган. Подходим к навеске, Макс кричит стоящим на входе, что мы начинаем подъем. В ответ слышим Михалыча, плохо понимаем что он говорит, но прекрасно улавливаем интонацию – он недоволен…. Мы на полтора часа позже заявленного времени дали о себе знать, это косяк… Медленно, гораздо медленнее, чем хотелось бы, собираю навеску с 36-ти метрового колодца, Макс мерзнет наверху. Подходим к входному колодцу. Макс поет мне песню «Жумарь», группы «Я и мой транс» и я жумарю, опять же, медленно и меня можно понять – внизу столько всего интересного, наверху – злой Михалыч, и опять же, немного устала. На тренировке 97 метров даются за 8 минут с копейками, тут же эти 75 метров даются за гораздо большее время. Наверху нас ждет не только Михалыч и наша первая группа, но и Каменев с сотоварищами. Дядя Валера не смог нырнуть, шлем забыл, его мероприятие не состоялось, к сожалению… Получаем от Михалыча хорошую порцию "люлей", за мной прочно закрепляется статус «гуляющей самой по себе»…
Идем в лагерь, переодеваемся, готовим ужин – у нас много гостей – дядя Валера с сотоварищами и новые соседи с гитарой и с разговорами. Ужинаем борщом, слышу одобрение от Михалыча, хорошо хоть суп ему понравился)))) Сидим и долго разговариваем. Филипп допивает из сиротской кружки коньяк с чаем и клянчит шоколадку, но я стойко резервирую ее на утро. Расходимся по палаткам ближе к полуночи. Утром подъем объявлен на 9-00, выход в 11-30, чтоб успеть на катер. Самой недисциплинированной палаткой, как ни странно, стала палатка Михалыча и Филиппа, удивительно, нереально – но факт – всю ночь трындели и смеялись)))) В наказание за проступок мы с Максом дежурим. Встаем, начинаем готовить завтрак и собираем шмотки. Выходим, как положено, в установленное время, НО больные девочки-сладкоежки решили выйти раньше, и вышли….. За час мы – нормальные мужики добежали до берега реки. Стоим на берегу – я, Макс и Кит, стоим молча, все всё понимают, но произнести боятся. Ждём Михалыча, тот мгновенно оценивает обстановку и засылает на поиски девчонок Макса с Никитой. Блин, кажется, меня переплюнули!!! Настя с Ленкой свернули не туда, дважды…… Тем временем на берегу нервничал и седел Михалыч…. Катер появился на горизонте и направился к нам, Михалыч дал ему отмашку, тот пошел за ныряльщиками. Я решаю прогуляться – в пределах видимости!!!!! – кричит Михалыч. Стою на тропе, ведущей на верх, и вижу как спускаются Макс и Кит с рюкзаками девчонок!!!!!!! Такого облегчения давно не испытывала!!! Докладываю Михалычу голосом и жестами, что всё хорошо))))) Нашлись, с ними все в порядке, и на катер успеваем. Грузимся, и еще час 20 минут едем до машин. Перекусываем, рассаживаемся и мчимся домой – завтра ж на учебу и на работу! Вот, казалось бы, все хорошо, мечта детства сбылась – я попала в Сумган!!!! Но удовлетворения не чувствую, что-то меня туда тянет, там еще столько всего интересного!!!!! Решили с Максом в следующий раз пойти либо в болотных сапогах, либо в гидре, надо ли говорить, что мы решили, что следующий раз обязательно будет!!!!!! А пока остается только гулять ночами по многочисленным ходам Сумгана в гидре или в высоких сапогах и лишь будильник обозначает контрольное время, но с ним-то можно договориться)