Дети подземелья
Или
Подземное царство Башкортостана

Ульянa Kузичкина

"Время от времени надо переступать установленные границы – будь то полет на воздушном шаре, либо рекорд высоты на самолете, либо новое произведение литературы – иначе общество не будет двигаться вперед "
Бен Абруззо(c)

Предгрёзие

Для меня все началось неожиданно и стремительно развивалось. Что я точно пойду в поход стало известно буквально дня за 4 до него. И как-то до конца не верилось, что наконец-то сбудется мечта детства – провести ночь под землей. Порадовал факт – берите шмоток сколько хотите все равно на себе ничего нести не надо, но размеры рюкзака все же внесли определенные ограничения) И вот заветное утро 4 февраля наконец-то наступило. Вызываю такси, гружу в него рюкзак, гружусь сама. Удивленный таксист спрашивает – куда это я, уж не в поход ли. В поход – отвечаю, - в пещеру полезем. А он мне – Был у меня друг детства, по всяким дыркам все время лазил, щас и не знаю где он и что с ним, Лёшка Ильин……. Я ему – Так он у нас за главного, с ним в поход и идем))) Надо ли говорить, как удивился таксист и обрадовался, в итоге встреча старых знакомых все-таки состоялась, но сейчас не об этом. Такси доставило меня по адресу Гагарина 56, там уже мерзла основная часть группы, предположительно около подъезда Василия, причем, ошибочно, как потом выяснилось, Вася живёт в другом подъезде. Особо порадовала сердобольная бабушка, которая предложила зайти в подъезд и погреться) Приехали все, кроме урала и Васи с Олегом, мороз крепчал, ветер лютовал, время шло. Наконец появились Урал, Вася и Олег, мы стали шустро грузиться в машину, всем хотелось скорее все погрузить и попасть в тепло – зря, печка как-то отказывалась выполнять функции, для которых была предназначена, потом нашлись умные люди и правильные кнопки и тепло пошло)))) Через какое-то время вместе с теплом в салон зафонтанировал тосол, печка сломалась. Пришлось остановиться на пригорке, печку то починили, а вот машину так и не завели. И не спасло ее то, что Вася метнулся на заправку с канистрой, потому как выяснилось, что не работает датчик уровня топлива и, возможно, закончилась солярка, но 20 литров из канистры в 300 литровом баке, аки иголка в стоге сена) Нас спас МАЗ и некий Валера, который его прислал, с толкача мы чудесно завелись и, таки, поехали, после трехчасового простоя, во время которого смогли пообщаться друг с другом. Вася сказал, что не было еще похода, чтоб все гладко складывалось с транспортным средством, значит, все шло по плану))))

Непоходный поход

И вот прошли несколько часов изнурительно - познавательной поездки и мы в очутились в хапре – чудесный домик, рассчитанный на 6 человек. Девчонки принялись за приготовление еды, а особи мужского пола – добывали огонь. Теплый домик, отличные условия для проживания, приготовления пищи и наличие электричества и ноутбука как то больше напоминали матрасный отдых, а не спортивный поход, как сказала Рузикcomments – какой-то непоходный поход получается. Первый день похода венчал ужин на 18 человек в маленьком домике, рассчитанным на 6 человек, видимо, всех новичков с первого дня было решено приучить к тесноте проживания в ПБЛ. Но был в этом какой-то драйв – новички мечтали о завтрашнем дне, мол, наконец-то попадем в пещеру, наконец-то применим знания, полученные на тренировках. Бывалые думали – пойдем и найдем что-нить новое в этой пещере, что-нить, куда еще не ступала нога спелеолога. Спали по двое, лучше всех было на первом ярусе, тем, кто спали на полу под утро стало холодно, тем, кто спали на втором ярусе было тесно, жарко и страшно от возможности падения на пол.

Грёзы

Второй день начался с прихода Михалыча, он типа разбудил дежурных, а заодно и всех остальных. Рассказал о распорядке дня: дежурные готовят завтрак, трое собираются в ПБЛ, остальные просто в пещеру на один день, всех поделили на группы – штурмовая – Олег, Рузик, Макс, Санёкcomments, Никитаcomments, Артёмcomments, Радик; экскурсионная – Димка, Юраcomments, Настя Катковаcomments, Настя Лушпай и Настя Соломатина (мы так и не придумали как их называть, чтоб отличать)))), Ульяна, Татьянаcomments, Ленаcomments, во главе с Михалычем .
Вася с Радиком поехали навешивать веревки, Серега –начальник ПБЛ – ставил задачи по сборам на ночевку трем счастливчикам, дядя Валера морально готовился к погружению в сифон.
Завтрак был съеден, и началось дефиле в пещерных комбезах)))) все были разные. Все смотрели друг на друга, выискивали плюсы и минусы, словом, как дети в песочнице оценивают чужие игрушки, так и мы) Урал предательски не хотел заводиться, ссылаясь на лютый мороз, пока Олег и дядя Валера пытались его реанимировать мы фоткались в чистых комбезах на белоснежном снегу)
Наконец, все удалось, мы сели в урал, как-то подозрительно радостно было всем. Смеялись, шутили, касок не снимали, хорошо хоть фонари зажигать не стали. Более всех порадовала Настя Лушпайcomments – комбез, каска, валенки, кожаный рюкзачок и меховое пальто – гламурненько)
Остановились на дороге, выкопали место под стоянку джипа и урала, первая, штурмовая группа, пошла в пещеру, как только они в нее вошли, на старт вышла наша – экскурсионная. Дорога до пещеры занимала минут 20 по протоптанной снежной тропинке, едва сдерживая волнение мы таки вошли в нее, первый небольшой спуск, на котором пришлось вспомнить некоторые навыки, приобретенные при покорении скалодромов в спортзале, потом еще спуск, а следующий был уже с использованием железа – самое трудное было в первый раз довериться верью, страховке и зависнуть на веревке, не очень быстро, но наша группа двигалась, углублялась в пещеру, комбезы постепенно из ярких превращались в коричневые, хотелось залезть в каждую дырочку, тем более, что Михалыч нас всячески к этому сподвигал – а мы и рады стараться)
Сложнее всего дался спуск с перестежкой, как-то все было против нас, но мы справлялись. Наши опытные спелеологи нашли новый ход в пещере примерно метров сто, мы его с удовольствием прошли – это было интересно – во время прохождения узкого коридорчика лично я давала себе зарок меньше есть и ху..еть:) Но, коридорчик закончился, начался зал, я выдохнула и подумала – че только с дуру себе не пообещаешь)
Пещера оказалась интересной и сложной для новичков и многообещающей для опытных спеликов. Им удалось найти два новых хода: первый - восходящий меандр с красивыми натеками, 50 метров длиной, завершающийся непроходимой суженостью, а второй узкий наклонный лаз, сложный для прохождения, 45 метров длиной, но с перспективой дальнейшего изучения.
Еще я заметила, что в пещере время летит незаметно, казалось, что прошло всего несколько часов, а на самом деле было уже почти 10 вечера. Те, кто должны были возвращаться в избушку потянулись к выходу, а мы – Татьяна, Дима и я, пошли за транспортными мешками, а потом на место ПБЛ. Тут то и началось все самое интересное – надо было выровнять площадку под палатку. 4 поросенка – это про нас:) Давно мы с таким удовольствием такие уставшие не возились в глине, даже, пожалуй, никогда)))
Наконец площадка была готова, мы пошли отмывать по мере возможности сапоги, перчатки и комбезы. Потом ставили палатку, стелили пенки, готовили ужин, ужинали кашей без соли (мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус), сушили носки возле горелки, разговаривали, слушали опытного Серёгу, тот курил вкусными сигаретами и рассказывал разные забавные и не очень случаи из своей спелеологической жизни. Потом было решено отходить ко сну. Серега сказал – будем делать могилку. Опять копать??? – жалобно спросил Димкаcomments. Нет, будем делать могилку из спальников, чтоб спать теплее было)
Димка уже мирно сопел, а Серега все еще задумчиво курил и рассуждал о том, как назовут новый ход, когда мы с Татьяной заканчивали сшивать два спальника.
Надо отметить, что часов ни у одного из нас не оказалось, поэтому ориентировались по карбидке, которая, если верить Сереги, горит примерно 9 часов. Примерно через 4 часа непонятного сна я проснулась и спать уже не могла, встала, погуляла, пофоткала тела, вернулась в палатку, там было тепло и сонно, попыталась поспать, но тут кто-то неосторожно произнес какое то слово – мне стало понятно, что кто-то еще не спит, и через пять минут уже никто не спал – говорили, пили остывший чай, потом опять спали. Или пытались спать) В общем, поспать мне не удалось, точнее, удалось, но немного, после того, как я в очередной раз встала, почистила овощи для борща и разбудила всех окончательно, все вышли из палатки, а я решила свернуть спальник и уснула)
Так как часов у нас не было, то по нашим предположениям, в 10-00, а по нормальному времени ближе к часу, пришли наши с дядей Валерой и с его снаряжением, планировалось нырять и открывать что-то новое. Нас троих с ПБЛ отправили к Михалычу, делать топосъемку пещеры, а штурмовая команда осталась запускать дядю Валеру.
Не очень приятно было одевать мокрый, грязный комбез, грязное, холодное железо, тяжелые сапоги. Но мы сильные, мы справились)
Наверху Михалыч и экскурсионная группа проводили топосъемку вновь открытого хода: номер пикета, азимут, угол, высота, абрис, номер пикета, азимут, угол, высота, абрис….. Дабы скрасить этот процесс Михалыч предложил мне залезть в дырочку под «потолком» пещеры, наступив ему на плечо….. Надо ли говорить, что первый блин был комом, точнее – кубарем))) Мы с Михалычем упали, я на камни, а он на меня. Говорят, все было красиво, если бы не так страшно. На шум падающих тел пришел Вася, скептически посмотрел на происходящее и сказал, что неопытна я еще для таких экзерсисов, но, с другой стороны, если не пробовать, то никогда не научишься) Короче, есть жизнь после падения на меня Михалыча, есть опыт падения на жесткое и острое и есть огромное желание таки сделать это – забраться куда-нить наверх с помощью плеча друга) Потом Вася рассказал, что в этом месте уже было падение – Рузик забралась в заветную дырку, привязала веревку вокруг камня, Олег, пытаясь залезть по веревке, упал в лужу, в силу того, что камень не выдержал и сломался, эх, гвозди бы делать из этих людей!
Потом мы долго лепили из глины разные элементы декора пещеры, потом был перекус, потом в свое удовольствие ползали по пещере, пока шел запуск дяди Валеры, а Вася и Радикcomments копали пещеру.
Пещера чудесна – теплая, мокренькая, дающая возможность каждому для деятельности – любители полазать смогли полазать, любители покопать – покопали, любители шкурников – шкурились и шкерились, первооткрыватели – первооткрывали, но, учитывая «чистоту» комбезов все мы везде грязь нашли, точнее глину)))
Шли вторые сутки нахождения в пещере, а мы шли к выходу, на мороз, на чистый снег, в холодный урал…..
На улице было темно и прохладно, небо было высоким и звездным, мне, почему-то, показалось, что все звезды красные) На удивление было не холодно, по крайней мере, холод не чувствовался, только резиновые перчатки встали колом и комбез прилип к резиновым сапогам, а лопата, торчавшая из транспортного мешка, тюкала по каске)
В урале нас ждали Вася и Радик и рюкзак с теплыми и сухими и чистыми вещами. Потихоньку шли остальные пещерные люди, грязные, уставшие, с тяжелыми транспортниками, молча заходили, молча передавали транспортники и только сняв комбезы и усталость вместе с ними начинали говорить и улыбаться. Неожиданно для всех в урале возник начальник ПБЛ – Серёгаcomments, принес транспортник, оптимистически сказал, что наши будут идти еще часа 2, взял теплую куртку и ушел к себе в подземелье. Наши не заставили себя долго ждать – Серёга был не прав, к счастью. И через час мы уже мчались к домику, где было тепло, сухо, уютно и, как вариант, миражом маячила баня)
В баню мы сходили, она была, к счастью, такой, какой представлялась нам, а не такой, какой её Вася описал. Девчонки расплели косички и помыли головы, стали чистыми, пушистыми и милыми)
Поначалу все ужинали молча, потом ощутили прилив сил и начали говорить, и даже спорить. Запомнился спор о сушках между Васейcomments и Татьяной.
Спалось в эту ночь как никогда хорошо, казалось, что только легла на подушку и тут же, через минуту зашел Михалычcomments и объявил всеобщий подъем и поочередный сбор. Потом Михалыч долго будил Рузика, чтоб та помыла ведро. Рузик чудесна, она так долго собиралась и просыпалась, что за это время можно было несколько раз помыть это ведро, но никто за это не взялся, и ведро дождалось Рузика…..
Дальше все шло по плану: завтрак, сборы, попытки разморозить комбезы и сапоги, приезд ПБЛщиков, наведение порядка в избе и погрузка в урал. Особенно порадовал пакетище с перекусом, который был благополучно съеден за время обратного пути.
Ближе к 19-00 мы были возле Гагарина 56, разгрузились и по домам…

Послегрёзие

Следующий день почти у всех был одинаковый – отходняк. Работать не хотелось, учиться – тем более. Дома стоял непередаваемый запах глины, ванна похожа скорее на мастерскую, в которой повсюду мокрое, чистое железо и кучи глины. Все с нетерпением ждали тренировки во вторник вечером, чтоб увидеться, обменяться фотками, похвастаться разноцветностью синяков, потренироваться, а также устранить возникшие неисправности в железе. Поход очень понравился, мечта сбылась – пожила под землей. Теперь хочу еще, прямо чувствую в этом необходимость)))) так что вопрос к главным – когда в следующий раз пойдем??????)))))

Фразы похода, приколы:

1. В пещере грязи нет – там глина)
2. Жизнь человека возможна и после падения Михалыча на человека
3. При прочих равных их кока-кола без нашей водки – деньги на ветер
4. Из ночного разговора полуголого Радика с собакой: «Собака, тебе также холодно, как мне жарко???»