С 3.11 по 10.11 сборная команда из Москвы, Челябинска и Архангельска (или Иркутска, это вроде где-то рядом :-) ,
в составе которой находились так же и славные и не очень представители Оренбурга, от имени одного из них ведется рассказ, штурмовала сифоны источника Сакасска.
Основной целью была попытка прохождения ист. Сакасска и выход вверх по подземной реке в п. Сумган.
Одной из главных трудностей были башкирские дороги, точнее их отсутствие.
Дорога "туда" заняла 2 дня работы груженого под крышу Урала, с двигателем мощностью 180 лошадиных и 13 человеческих сил.
Работа по прохождению сифона заняла 3 дня. Ребята работали двумя группами.
Первая двойка, Ю. Базилевский и А. Решетняк, осуществляла первопрохождение в длину и в глубину на тримексных смесях
(что это такое, знает, видимо, только Решетняк :-)
Вторая группа, А. Шумейко, М. Николаев и С. ???, проводила детальное обследование и
топосъемку вновь открытых ходов. Ни погода, ни прозрачность воды (было очень мутно)
не помешала мужественным первопроходимцам ;) осуществлению их планов, и в конце концов ребята
предположительно вышли за перегиб сифона на глубине -45м и на расстоянии 380м от источника и осуществили небольшой подъем.
Дальнейшим исследованиям помешало отсутствие времени.
На удивление, погружения обошлись без происшествий. В последних выходах подводники стали напоминать спелеологов-камикадзе,
которые вдвоем пытаются вытщить со дна ПБЛ и всю веревку - на каждом из них было по 5 баллонов, 2 аккумулятора на фонарь и подогрев.
В части освещения выделялся Шумейко, который походил на джип с пачкой фонарей на крыше.
В это время оставшиеся товарищи, кроме занятий привычным для себя делом, спустились в п. Сумган,
совершили небольшой разведочный выход по основным ходам.
Особенно запомнилась обратная дорога. Началось все с того, на втором броде (коих всего насчитывалось 5),
была предпринята попытка затопить Урал с грузом и пассажирами в р. Белой.
Но автомобиль проявил волю и боязнь воды (несмотря на то, что та была уже выше ватерлинии, а двигатель стоял бензиновый),
и выкарабкался на берег. Затем в "колее" был оторван газовый баллон на 320л (к сожалению уже пустой, так как участникам явно не хватало поводов повеселиться).
Повод не заставил себя долго ждать: не доезжая 10км до конечно точки путешествия. "Опытный" водитель, почувствовав неладное, остановился,
и участники экспедиции высыпали на дорогу (в 3 ч. ночи), пытаясь понять, что же было не так.
При детальном осмотре было установлено, что одно из задних колес ехало в 1м от всей машины
(то есть по обочине, см. фото).
После того, как колесо сняли, Василием Самсоновым была предпринята попытка спасти
колесо с полуосью, которое захотело уехать своим ходом в поле.
Попытка закончилась успешно: колесо было поймано, Василий смог из-под него выбраться
(но два выбитых пальца подпортили настроение).
Колесо с полуосью примотали тросом, движение продолжилось со скоростью 5км/ч.
После достижения цели участники уселись в более комфортабельные авто и умчались по домам.
23.11.2002